Рейтинги вин – авторитетные системы оценки производителей по основным параметрам
Оценка вина — это система, принятая винными критиками для оценки качества напитка. Само определение термина подразумевает, что такие оценки всегда в той или иной степени субъективны, поскольку в большинстве случаев решение принимает человек, а не группа дегустаторов. Существует множество оценок, учитывающих самые разные параметры, но ни в одной из них не используется лабораторное оборудование, в основе оценки лежит только слепая дегустация.
Всемирно известные рейтинги вин
С конца 1990-х годов наиболее популярной является шкала Роберта Паркера, на которой основаны такие журналы, как Wine Enthusiast, Wine Spectator, Wine Advocate. Другие признанные рейтинги — это система Дженсиса Робинсона, шкала Майкла Бродбента и Дениса Руденко (для российских вин).
С развитием Интернета начали появляться любительские рейтинги, основанные на рейтингах непосредственных потребителей вина, такие как веб-сайт CellarTracker или приложение Vivino.
Любая оценка — как профессиональная, так и любительская — включает не только баллы, полученные за вино, но и описание ароматического букета, анализ нюансов вкуса и общее впечатление, которое напиток произвел на дегустатора.
История появления оценок
В той или иной форме хорошие винные рейтинги существовали всегда, но современная форма с точками и вершинами долгое время не была принята. В середине ХХ века сложилась уникальная ситуация: рынок буквально переполнялся винами со всего мира, потребители терялись в этом разнообразии и не знали, что выбрать. Создана ниша для винных критиков, которые смогли оценить напитки на экспертном уровне и подсказать публике, какие из них лучше покупать.
Обзоры публиковались в журналах, но у читателей не было времени изучать длинные и подробные описания, потребители хотели быстро разобраться в основных характеристиках вина и решить, покупать его или нет. В результате появилась система баллов, которая успешно зарекомендовала себя, упростив выбор вина.
Доступные рейтинги сыграли значительную роль в развитии винного рынка в Азии, России и Южной Америке на рубеже 21-го века, поскольку маркетологи могли заранее предсказать, какое вино будет успешным, без проведения крупномасштабных и дорогостоящих исследований.
Однако следует понимать, что сама оценка дает мало информации, не менее важен комментарий дегустатора-критика — аргументация, почему вино заслуживает изложенных баллов.
Рейтинг Паркера
он появился в 1970-х годах. Вино оценивается по шкале от 50 до 100 баллов, что примерно соответствует школьной рейтинговой системе в Америке. Каждый напиток изначально получает базовые 50 баллов, дополнительные баллы начисляются за:
- цвет;
- аромат;
- вкус и послевкусие;
- общий уровень и потенциал развития.
Чтобы вино было признано «хорошим», необходимо 85 баллов. Напитки выше 90 баллов уже классифицируются как «отличные», а напитки, набравшие 100 баллов, классифицируются как «экстраординарные».
Шкала Дженсис Робинсон
В нем используется 20-балльная система, изобретенная в 1959 году Мейнардом Эмейроном. Баллы суммируются по 10 параметрам:
- внешность;
- цвет;
- аромат;
- отсутствие уксусных ноток;
- кислотность;
- взаимосвязь между кислотностью и сахаром;
- состав;
- вкус;
- содержание танинов;
- стиль.
Хорошие вина начинаются с 17 баллов, приемлемые, «на каждый день» — с 13.
По аналогичной системе Денис Руденко составляет рейтинг российских вин. Этот критик работает в основном с брендами постсоветского пространства. Он и другие российские дегустаторы часто оценивают всего четыре параметра: цвет, аромат, вкус и стиль.
Критика оценки вин по рейтингу
Критики этого подхода указывают на то, что глобальные рейтинги вин способствуют глобализации и отрицают значение терруара (уникальных климатических условий региона), не принимая во внимание характеристики сорта вин. Рейтинговые шкалы оказывают огромное влияние на экономику, и производители пытаются адаптировать свою продукцию к вкусам потребителей, теряя уникальные свойства напитков, которые высоко ценятся знатоками.
Рейтинги и маркетинг
Если взять за отправную точку самую популярную 100-балльную систему, бренды с рейтингом ниже 80 считаются чуть ли не позором для производителя. Эти вина никогда не награждаются на конкурсах, не покупаются ресторанами и не публикуются в журналах в их каталогах.
Чтобы попасть в винную карту хорошего ресторана, бренд должен набрать не менее 85 баллов, а лучше — 86-89. Вина с рейтингом 90 баллов являются прерогативой алкогольных бутиков, и только несколько десятков брендов в год получают наивысший балл — 100.
В России такая практика менее распространена; в магазинах редко можно встретить шелкопряда (специальные этикетки) с ассортиментом, классифицированным по оценкам.
Где публикуются рейтинги
Рейтинг Паркера превышает 225 000 баллов. Янцис описал чуть менее 100 000 вин. Оценки публикуются не только в прессе, но и на сайтах экспертов.
В общем, это самые известные и надежные источники. Если вы видите на этикетке вина фразу «5 баллов за слепую дегустацию» или «лучшее вино в регионе по ***», это просто реклама, которая ничего не говорит о качестве вина.
Если интересующий вас бренд отсутствует в базе данных, есть два варианта:
PS Даже уважаемое вино может испортиться при неправильном хранении, поэтому 100% гарантии отличного вкуса все равно никто не даст.
Комментирование закрыто