Японский виски – скотч с восточными особенностями
Японский виски — напиток, созданный «по образу и подобию» виски: начав производить ячменный дистиллят, потомки самураев взяли за образец шотландский виски. Результат настолько хорош, что при слепом тестировании современные дегустаторы даже не всегда могут отличить некоторые японские сорта от шотландского оригинала.
Сегодня в Японии существует несколько производителей, но самые популярные и известные компании — это Suntory и Nikka. Первый занимает около 70% рынка, второй — 15%, оба бренда производят все основные виды напитков: купажированный виски, зерновой и односолодовый.
История
Все началось с пивоварни, построенной американцами в Стране восходящего солнца в 1869 году. В конце 19 века японцы начали интересоваться европейским алкоголем, выращивать ячмень и перенимать технологию пивоварения у немцев. Со временем сырья стало так много, что зерна хватило не только на пиво, но и на дистиллят.
Японский виски во многом обязан своим происхождением двум людям: Синдзиро Тори и Масатака Такэцуру. Первый был владельцем компании Kotobukiya (позже переименованной в Suntory), а второй был его сотрудником. Сначала господин Тори занимался импортом западного алкоголя, в частности — португальских вин, но затем заинтересовался виски и решил наладить производство у себя на родине. Синдзиро построил первую винокурню в пригороде Киото, потому что этот регион славится особенно вкусной водой, на основе которой предприниматель собирался делать «японский скотч».
В свою очередь молодой Такэцуру происходил из семьи производителей саке, он изучал искусство производства виски в Шотландии, где практиковался в лучших отраслях промышленности. Вернувшись домой в 1920-х годах, он внес неоценимый вклад в популяризацию виски в Японии. В 1934 году господин Такэцуру ушел из Котобукии и основал свою собственную компанию Dainipponkaju (теперь известную как Nikka). Производство располагалось недалеко от Хоккайдо.
Первыми неяпонцами, попробовавшими японский виски, были американские солдаты, которые в 1918 году описали этот напиток как «сделанный в Японии».
Особенности производства
Японский виски задумывался как попытка полностью воссоздать шотландский продукт: такие пионеры, как Такэцуру, тщательно изучили технологию и шаг за шагом пошли по стопам шотландских мастеров. Также учитывались климат и тип почвы — в частности, поэтому была построена одна из винокурен на Хоккайдо.
Особенности восточного менталитета и быта могли повлиять только на производство. В то время как в Шотландии принято смешивать виски из разных винокурен, в Японии компании используют только собственные спирты. В крайнем случае, смесь может содержать оригинальный скотч, но не продукты японского конкурента.
Благодаря этому японские производители выпускают широкий спектр вкусов и стилей: от классического дымчатого до легкого цветочного. Сырьем является не только классический сорт оптического ячменя, но и почти забытый в самой Шотландии Golden Promise. Японцы по-прежнему нагревают кубики на открытом огне и выдерживают виски в бочках из-под хереса (хотя по местным стандартам это не требуется, можно использовать любую другую дубовую бочку).
Разница между японским виски и скотчем
Несмотря на идеально скопированную технологию двойной дистилляции в перегонном кубе, вкус японского виски отличается. Причины:
Как пить японский виски
Японский виски пьют так же, как и скотч: в чистом виде, со льдом или водой, в составе коктейлей. Японцы не любят кислого вкуса, поэтому часто разбавляют крепкий дистиллят водой в соотношении 1: 4 или даже сильнее.
В качестве закуски «хороши» местные блюда: суши, роллы, крабовое мясо, рыба. К мясу, твердому сыру и ветчине подаются «торфяные» сорта с дымным ароматом. Холодный виски часто подают на ужин и пьют с обычными блюдами.
Марки японского виски
Основные производители:
- Suntory (винокурни Ямадзаки и Хакушу).
- Nikka (винокурни Yoichi и Miyagikyo).
- Кирин (Фудзи Готемба).
- Чичибу.
- Шиншу.
- Белый дуб.
До 2000 года почти вся продукция японских ликероводочных заводов поставлялась на местный рынок, но в 2001 году Yoichi (односолодовый виски 10-летней выдержки производства Nikka) получил высшее признание журнала Whisky и был признан лучшим в мире после чего некоторые ведущие бренды страны вышли на международный рынок, где им удалось закрепиться и занять свою нишу.
Комментирование закрыто