Почему северные народы быстрее спиваются
Представители всех национальностей страдают алкоголизмом, но для народов севера эта болезнь стала настоящей национальной катастрофой. Российские ученые считают, что на быстрое развитие алкогольной зависимости у коренных жителей Крайнего Севера влияет множество факторов, в том числе генетическая предрасположенность, особенности питания и социальные проблемы.
Алкоголизм и генетика
Нейтрализация алкоголя происходит в печени, которая производит два фермента: алкогольдегидрогеназу (ADH) и ацетальдегиддегидрогеназу (ACDH). Как только первая доза этанола попадает в кровоток, организм начинает работать над ее удалением. Алкоголь под действием ферментов расщепляется на безвредную уксусную кислоту и ацетальдегид, высокотоксичный элемент, который медленно выводится из тканей, разрушает внутренние органы и вызывает похмелье.
Печень способна перерабатывать не более 30 г крепкого алкоголя за час, остальное попадает в кровоток и вызывает чувство опьянения. Алкогольная толерантность зависит от индивидуальных особенностей организма. Чем больше количество и скорость производства разрушающих ферментов, тем меньше этанол повреждает мозг и тем ниже вероятность алкогольной зависимости.
У народов севера склонность к алкоголизму тесно связана с их традиционным питанием. На протяжении веков жители тундры употребляли в пищу продукты, богатые белками и жирами, что помогало им переносить низкие температуры, способствовало заживлению ран и выработало устойчивость к сердечно-сосудистым заболеваниям и раку. В то же время отсутствие углеводов в рационе сказалось на том, что ферменты, разрушающие алкоголь, в организме жителей Крайнего Севера вырабатываются в недостаточном количестве.
Противоположная картина наблюдается среди населения Италии, Франции, Испании, Закавказья. Обилие овощей, фруктов и богатая культура виноделия способствовали формированию высокой скорости разложения алкоголя в организме, которая постепенно стала передаваться по наследству. На устойчивость к этанолу также влияет отсутствие сильной алкогольной зависимости. Например, во Франции среднегодовое потребление алкоголя на человека не намного ниже, чем в России, но большая часть напитков — это сухие вина.
Традиции употребления алкоголя в северных районах России
Алкоголь давно не употреблялся народами севера. В исторических источниках упоминается тунгусская и калмыцкая традиция приготовления кумыса из кобыльего и коровьего молока. Максимальная крепость напитка достигала всего 3%, и чтобы напиться, нужно было много пить. В любом случае кумыс вызывал только расслабление и сонливость, а из-за недостатка молока его производство не было таким распространенным.
Сохранились сведения о продукции народов южной Сибири Араки — молочной водке. Кислое молоко наливали в чугунную посуду, накрывали деревянной крышкой и нагревали на огне. В результате получился алкогольный напиток крепостью около 20 градусов, который через сливную трубу попал в запасную емкость.
Пшеничная брага располагалась только в местах недалеко от русских поселений. Коренные жители Севера позаимствовали технологии у своих соседей и приготовили крепкий напиток из проса, ржаного пюре или зерен пшеницы. Крепость сусла была незначительной, а объемы производства крайне низкими.
Пьянство у народов Сибири в начале XVIII века было практически не распространено и носило сезонный характер. Летом кумыс производили больше, зимой прекращали производство молочного сусла. В этот период торговля водкой среди коренных народов была строго запрещена. Сохранился указ Сената, предписывающий экспедиции Витуса Беринга менять водку на мех камчатчан, но при этом строго контролировать, чтобы люди не переборщили с алкоголем и не напились до смерти.
Торговля алкоголем и массовое потребление местного населения началось в конце 19 века, когда стоимость двух бобровых шкурок стала равняться бутылке водки. Рога и оленину обменивали на алкоголь, причем алкоголь пользовался большим спросом у чукчей в качестве платежного средства. Способствовали алкоголизации Чукотки и американцы, которые плыли на торговых судах с Аляски и часто останавливались на зиму, чтобы добыть меха.
В советское время началось активное освоение Крайнего Севера. Были внедрены современные методы охоты и рыболовства, с материка доставлялись продукты питания и промышленные товары. Местные жители работали в совхозах, занимались животноводством, звероводством и рыбным промыслом. Они пытались ограничить продажу алкоголя. В села с «национальным» статусом алкоголь привозили не чаще одного-двух раз в месяц, но в эти дни последовали массовые запои.
Социальные проблемы современности
В последние десятилетия алкоголизация жителей северных регионов России достигла устрашающих размеров. В 2014 году специалисты заговорили о катастрофическом сокращении малочисленных этносов и угрозе полного исчезновения коренного населения некоторых регионов. Например, количество зарегистрированных алкоголиков на Ямале достигло 7 тысяч человек на полмиллиона жителей, что на 20% больше, чем в среднем по стране.
Специалисты связывают такую ситуацию с изменением образа жизни малых народов. Если в советское время большая часть населения была занята рыболовством и оленеводством, то спад экономики в период перестройки привел к тому, что почти все колхозы перестали существовать. Произошел большой отток населения из мест обитания коренных народов в деревни, где гораздо больше возможностей для пьянства.
Из-за особенностей обмена веществ у населения тундры практически мгновенно развивается пристрастие к алкоголю, причем вред от чрезмерного употребления алкоголя гораздо сильнее. Происходит быстрое ухудшение работы всех систем организма, развиваются психические расстройства. В результате смертность народов Крайнего Севера от алкоголя превышает показатели других регионов России в 15-20 раз.
Опыт показывает, что запреты на продажу алкогольных напитков действуют только на короткое время и приводят к увеличению подпольного производства суррогатов. Наркологи считают, что решение проблемы алкоголизма народов Крайнего Севера необходимо не только лечением, но и целенаправленной работой социальных служб и общественных организаций с учетом знаний этнической психологии.
Комментирование закрыто